Главная » 2011 Июнь 13 » День Святой Троицы
03:15 День Святой Троицы | |
Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения). Kогда апостолы собрались совместно, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося мощного ветра, и заполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы пламенные, и почили по одному на каждом из них. Итак, и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2–4). Церковное богослужение в день Пятидесятницы, кроме особых песнопений и чтений из Священного Писания, особенно отличается вечерним богослужением, которое в данное время следует сразу после литургии и на котором читаются с коленопреклонением несколько умилительных молитв свт. Василия Великого. Кажется, что в этих молитвах Церковь молится Триипостасному Богу о даровании всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении милостей Своих на все наши нужды — телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых лишь, но также и на усопших. В день Троицы Восточная Церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы Божии и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами. Существуют две версии появления такого обычая: Этот обычай пришел из Иудейской Церкви, в которой иудеи в память синайского законодательства, бывшего под открытым небом, в том числе окружающей их зеленеющей природы, украшали синагогу и дома свои древесными ветвями и устилали пол травой и цветами. Надо отметить, что зеленеющие ветви и распускающиеся цветы, как начатки обновляющейся весны, напоминая о синайском законодательстве и о событии сошествия Святого Духа на апостолов, должны совместно служить знаком и выражением живой радости и благодарности Богу Зиждителю, устраивающему спасение людей, с обновлением природы обновляющему поля и обильно дарующему все для полноты жизни. Обычай этот является отголоском обычая, связанного со славянским весенним праздником – русальной неделей либо "зелеными святками". Тогда по домам разносили и расставляли ветви берез, к тому же, в лесу выбирали березку, которую украшали и торжественно вносили в деревню. С древом этим совершалось множество обрядов – его "заламывали" (другими словами отмечали), пригибая к земле, "завивали", загибая концы ветвей в кольца, под деревом водили хороводы, гадали на замужество, играли в игры любовного содержания. Девушки надевали на голову венки из цветов и травы. Иногда березу рубили после обряда и бросали в рожь, "для роста". В.Я. Пропп пишет, что смысл подобного ритуала заключался в том, чтоб передать энергию роста юного дерева земле и людям, сделать землю и людей более сильными, энергичными, плодоносными. | |
|